21

журнал Безопасность в техносфере

Поиск

Перейти к содержанию

Образование

ИНФОРМАЦИЯ

О ПРОФИЛЯХ И СПЕЦИАЛИЗАЦИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


     В связи с большим количеством вопросов о формировании профилей образовательных программ высшего профессионального образования информируем, что в соответствии с письмом Минобрнауки России от 31 марта 2011 г. N 12-532 "О профилях и специализациях ООП высшего профессионального образования" и решением Коллеги Министерства от 25 января 2011 года (протокол N ПК-2вн) вузам дано право самостоятельно устанавливать профили основных образовательных программ (ООП) бакалавриата и специализации ООП подготовки специалистов, если в структуре соответствующих ФГОС ВПО профили (специализации) не определены.

     Приводим обзор основных положений указанных документов.

1. Вузам предоставлено право самостоятельно устанавливать профили (специализации) основных образовательных программ (ООП) бакалавриата (подготовки специалиста), если они не определены в структуре соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО).

2. Определен порядок реализации вузами названных профилей (специализаций).

3. Профили (специализации) ООП являются частью направления подготовки (специальности) ВПО, в рамках которого (которой) они реализуются. Они предполагают получение обучающимся более углубленных профессиональных знаний, умений и навыков.

4. Профиль (специализация) отражает направленность ООП вуза на конкретный вид, объект и (или) задачи профессиональной деятельности, определенные ФГОС ВПО или самостоятельно установленным вузом образовательным стандартом.

5. Вузы могут разработать ООП и без указания профиля подготовки, специализации (программы широкого профиля).
6. Вуз может самостоятельном определить перечень компетенций выпускника для профильной (специализированной) части ОПП, если во ФГОС он не установлен.
7. Структура и содержание профильной (специализированной) подготовки формируются вузом самостоятельно на основе требований к структуре ООП, установленных ФГОС ВПО по соответствующему направлению подготовки (специальности).

8. Вуз для решения названных задач может обратиться и к примерной ООП.

9. Департамент профессионального образования Минобрнауки России организует ведение Реестра профилей (специализаций) ООП, реализуемых вузами. В нем устанавливаются правила их классификации и кодификации для учета в государственной образовательной статистике.
10. Профили (специализации) ООП указываются в приложении к диплому о высшем профессиональном образовании.


ДИСКУССИИ О ПЕРСПЕКТИВАХ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

     В прошлом году на встрече с ректорами вузов министр образования и науки России Андрей Фурсенко сообщил о переходе учебных заведений на новую систему финансирования. Объем средств, выделяемых вузам, теперь будут зависеть от среднего балла абитуриентов. Иными словами, финансирование вузов урежут, а спрос с них повысят.
     Во всяком случае так интерпретировал заявление министра ректор Российского государственного гидрометеорологического университета проф. Л. Карлин. В своем блоге он выражает несогласие с такой финансовой политикой. "Правительство выбрало курс на сокращение количества вузов, с чем лично я согласиться не могу", - пишет он.
По мнению профессора, сегодня мы стоим перед выбором: сделать высшее образование абсолютно доступным или сделать его исключительным. "И мне кажется, что нас хотят повести по второму пути. На мой взгляд, это путь губительный", - отмечает Л. Карлин.
     Министр А. Ферсенко предложил ректорам подумать над тем, отказываться ли от филиалов вузов или нет. Ведь в новых условиях целесообразнее будет оставить только крупные подразделения с высоким уровнем абитуриентов.
     Л. Карлин подчеркивает, что люди с высшим образованием - это ресурс, это те специалисты, которые могут развивать потенциал страны. "И модные сейчас модернизации и инновации без таких людей невозможны", - отмечает профессор. При этом, продолжает профессор, есть люди, которым нужно более глубокое образование, люди науки, а есть те, кому достаточно основ знаний по специальности.
     "Именно для того, чтобы удовлетворить потребности всех категорий, и существует бакалавриат и магистратура. Это очень правильный иностранный опыт, который мы сейчас переняли. В этом плане я поддерживаю последние реформы, - отмечает он. - Не согласен я с тем, к чему они в итоге ведут".
     А ведут они, по мнению Л. Карлина, к сокращению числа вузов. Это, по его словам, сознательный отказ от увеличения интеллектуального уровня общества. "Мы готовы отказаться от будущих профессионалов, научных и технических открытий для того, чтобы поднять ценность высшего образования. Но это гибельная практика, которая ведет к снижению потенциала всего общества. Я уверен, что высшее образование в современной стране обязательно должно быть общедоступным", - заключает профессор.
     В эфире "Утра России" свою позицию по этому вопросу разъяснил сам Андрей Фурсенко. По его мнению, финансирование вузов исходя из их востребованности у абитуриентов и успеваемости студентов справедливо для учебных заведения одинакового профиля. "Надо поддерживать лучшие вузы. У нас есть регионы, в которых несколько десятков вузов и до сотни филиалов. Если все эти учебные заведения дают хорошее образование и востребованы, пусть они остаются. Но ни в коем случае нельзя допускать, когда люди подменяют учебу выдачей дипломов", - подчеркнул министр.
     Министр также затронул тему сокращения числа абитуриентов. Он отметил, что за 5 лет количество выпускников школ уменьшилось вдвое - с полутора миллионов до 760 тысяч человек. "У нас ряд вузов может остаться без студентов. И мы хотим, чтобы действительно остались и работали те вузы, которые дают хорошее образование", - заключил он.
     Ранее о необходимости сокращения числа слабых вузов напомнил президент РФ Дмитрий Медведев. Он подчеркнул, что работу по объединению вузов и их укрупнению нужно продолжать, и она должна носить системный характер. Он также назвал разумным предложение ректоров о том, чтобы пользующиеся наибольшей популярностью у абитуриентов вузы получали определенные преференции в финансировании.


ОБ ОБЪЕДИНЕНИИ РЯДА РОССИЙСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ

     1. Приказом Минобрнаки России N 2906 от 29 декабря 2011 г. реорганизован ФГБОУ ВПО "Московский государственный университет дизайна и технологии" (далее - Университет дизайна) и ФГБОУ ВПО "Московский государственный текстильный университет имени А.Н. Косыгина" (далее - Московский государственный текстильный университет) в форме присоединения к Университету дизайна Московского государственного текстильного университета в качестве структурного подразделения.
     2. Приказом Минобрнаки России N 2898 от 28 декабря 2011 г. реорганизован ФГБОУ ВПО "Московский государственный технический университет "МАМИ"" и ФГБОУ ВПО "Московский государственный университет инженерной экологии" в форме присоединения к Московскому государственному технический университет "МАМИ" Московского государственного университета инженерной экологии в качестве структурного подразделения. ФГБОУ ВПО "Московский государственный технический университет "МАМИ"" переименован в ФГБОУ "Московский государственный машиностроительный университет (МАМИ)".


Назад к содержанию | Назад к главному меню
bvt@magbvt.ru